Иван купала у славян

Иван купала у славян

Иван Купала у славянСедьмого июля в день летнего солнцестояния славянами отмечается праздник – Иван купала. Это Рождество Иоанна Крестителя по христианским канонам. Но еще до прихода христианства в языческих верованиях существовали обычаи и традиции, связанные с данным днем. Иван купала у славян – один из центральных праздников. С ним связано очень много суеверий, и каждый обряд не просто действо, а событие, имеющее смысловую нагрузку. Основной целью всего комплекса купальских торжеств является изгнание нечистой силы, которая по преданиям именно в эти дни особенно активна. Доказательством этому может служить шабаш ведьм на Лысой горе в купальскую ночь.
Обычаи на Ивана купала у славян.

Комплекс традиционных действий связан с двумя самыми мощными очищающими силами: водой и огнем. Славяне уделяли всегда очень пристальное внимание действию этих двух компонентов на нечистую силу. Святая влага и живительное пламя помогали избавиться от всяческой скверны.

Иван купала у славян начинался с Ивановской ночи, которая была одной из самых загадочных и оживленных, и продолжался Ивановым днем.

Центральное место в обрядовом многообразии праздника занимает сжигание ведьмы. Ее символизировали разнообразные предметы, но чаще всего это было соломенное чучело, череп лошади и даже изношенные сапоги и лапти. В разных регионах с «ведьмой» расправлялись по-своему. Ее могли забить камнями, утопить в болоте или растерзать, но чаще всего все-таки сжигали. Вместе с чучелом в костер попадали и символы праздника, такие как майское дерево, венки, букетики и многое другое. Люди сжигали в купальских кострах веники и метла, а зачастую и двери с телегами. Все эти действа сопровождались громкими звуками, выстрелами и криками, чтобы ведьма испугалась и убежала.

Иван купала у славян в более чистом и неизмененном виде сохранился в Белоруссии. Там традиции купальских дня и ночи почитаются и по ныне. Отмечают его в основном в деревнях, но с не меньшим, чем в древности размахом.
Ни одно празднование такого масштаба не обходилось без ритуальных хороводов, песнопений и игрищ, но и они имели определенную направленность. Парни и девушки были главными участниками торжеств.

Задолго до начала праздника у реки устраивался высокий костер с шестами и чем больше он был, тем лучше. Предполагалось, что в этом очистительном огне сгорит ведьма и все ее атрибуты, а молодежь вдоволь потешится прыжками через него. Девушка, которая не могла пройти этот ритуал считалась колдуньей. Вокруг костра водили костры и распевали песни, соответствующей тематики.

Обязательным атрибутом праздника являлось срубленное и убранное венками дерево. Его носили по всей деревне, а затем сжигали на костре.

Иван купала у славян был любимым девичьим праздником. В это время можно было гадать на венках, которые сплетались из полевых цветов. Под протяжные песни девушки творили свои шедевры, а затем отпускали их в реку. По тому, какой путь выбирал венок, можно было определить, что ждет его владелицу в будущем. Если же он тонул, то это могло предвещать даже смерти.

Иван купала у славян и праздничное разнотравье.

Славяне на Ивана КупалаПринято считать, что в ивановскую ночь все травы имеют особую целебную силу. Именно в это время все ведуны и травники стараются собрать их, чтобы заниматься колдовством и лечением страждущих. Основное растение папоротник, цветы которого распускаются ближе к полуночи. Именно они помогают найти кладоискателям место, где закопаны драгоценности. Найти цветок папоротника очень трудно, практически невозможно. В древности поговаривали, что тот, кто его видел, сходил с ума. Тем не менее, найти папоротник мечтали все, поэтому отправлялись за ним в самую чащу леса.

Символом Ивана купала у славян считается голубой с желтым цветок — Иван-да-Марья. Это растение стало визитной карточкой торжества. Влюбленные парни обязательно дарили эти нежные цветочки своим ненаглядным, демонстрируя тем самым большое чувство.

Трава Нечуй-ветер – это бессмертник, который в купальских обрядах был сродни папоротнику. Славяне верили, что в него вселялись души умерших. Вместе с папоротником и разрыв-травой бессмертник помогал найти место зарытого клада.

Иван купала у славян считался макушкой лета, от которой начинается плавный переход к зиме. Поэтому его праздновали широко и повсеместно.