Образ черта

Образ черта

образ-черта-бес-картинкаЧерт является очень популярным существом мифологии, его сложный образ отражен в живописи, скульптуре и литературе: в пословицах, легендах, сказках и даже анекдотах разных стран, но особенно древней Руси и впоследствии средневековой России. В образе черта объединены знаки книжной и народной культуры. Черт может восприниматься как подытоженный образ, включивший в себя предположения о византийском понятии беса и русского черта. Он смешивается с образами других мифологических существ, таких как водяной и леший. Поверья об этой группе существ имеет много общего во внешнем виде, внутренней натуре и действиям. Их образы можно назвать родственными, хоть и можно дифференцировать. Яркое отличие перечисленных существ от черта в том, что он никогда не несет в себе добро. Также они отличаются тем, что не связаны местом жительства (помимо ада), черти могут возникнуть абсолютно в любом месте и жить там. Важной отличительной деталью можно считать то, что в деятельность чертов входит обольщение женщин, охота за душами и подведение людей к суициду.

Понятие черт часто используется не для конкретного существа, а для общего обозначения всех злых духов.

Черти очень известны для славянских народов.

В русском фольклоре образ черта представляется существом, похожим на человека, с черной густой щетиной и волосами, с рогами, хвостом и копытами.

Из библейских представлений образ черта изображен безгранично опасным и богоподобным, иногда падшим ангелом. В отличие от языческих прототипов, христианский черт не покровитель скота, а лишь вредитель. Известны также сюжеты, где черт представлен глупым с беспорядочными действиями, похожими на людские. В этих сюжетах черти вступают в брак, в споры, играют в азартные игры.

В мифологии в целом черт представлен антропоморфным, а в русской живописи отличием от человека является острая голова или стоящими вверх волосами, часто отличались они и крыльями за спиной. Традиционному образа черта присущи черты беса: существо с черной шерстью, крыльями, горящими глазами, похожими на угли, с внешними чудовищными деталями. Традиционный черт может летать, становиться невидимым и превращаться. Есть мнения, что до традиционного образа был иной средневековый, представляющийся женоподобным юношей с поднятыми спутанными волосами.

Черти соблазняют женщин и иногда вступают с ними в половую связь. Такое обычно бывает когда замужная девушка или даже вдова начинает скучать по мужу. В таких случаев черт является именно в образе мужа, а до этого летит к таким девушках в образе змея. Черт в виде мужа приходил добрым, нежным и скучающим по жене. После таких связей нередки были беременности с совершенно разными исходами, они могли длиться годами, проходить без рождения ребенка, или же рождались дети со множеством конечностей, непохожие на человека. Были и последствия помимо беременности, женщины очень быстро увядали во всех случаях половой связи с чертом и вскоре умирали.черт настоящий

Именно черти приминают образы животных черного окраса, в то время как ведьмам и колдуньям был доступен лишь белый и серый. Это могут быть животные старого культа козлы, волки, псы, вороны, змеи и т. д. Нередко хозяева домов во время урагана выгоняли таких домашних животных из избы потому что полагали что в них в это время вселялся дух. Отсюда идут многие верования в нечистой силе, связанной с черными кошками. Чертям подвластны превращения во всех животных, из рыб они предпочитали превращаться в щуку, а из птиц в сороку. Такие животные были очень страшными и неизвестным людям вида. Черти могли превращаться даже в предметы. Однако в возможных превращениях всё-таки была граница. Иногда черти могут побояться превратиться в какого-нибудь полезного животного, например в корову или в петуха. Последние предвещают светлый новый день, а нечисть как раз его ненавидит, предпочитая ночи. Также не решаются черти принять образ осла, так как Иисус Христос выбрал этого животного для своего шествия.

И так, черт мог принимать множество образов, но люди научились распознавать. Часто выдает именно голос, звонкий и сиплый, часто смешанный с различными звуками, которые оказывали запугивающее действие, такими звуками было часто карканье и стрекот. Черта выдавала еще «перевернутость», если посмотреть на мир в перевернутом виде (нагнуться и посмотреть себе через ноги) можно было увидеть черта.

Гадания на Руси нередко осуществлялись при обращении к чертям, и вообще при содействии нечистых духов. Такие гадания могли заканчиваться гибелью и бедами в будущем. В какой-то момент было отмечено, что люди стали хитрее чертей и почти что полностью перестали страдать от их проделок.

Черти занимают важное место и в германской мифологии. Там они являются во время природных явлений, вихря, урагана, грозы во всевозможных образах, даже драконом. Черт любил являться в образе человека и соблазнять людей противоположного пола, при этом у него напрочь отсутствовала задняя часть тела. В германской мифологии черт-человек не знал молитв, боялся освященных предметов, креста и святой воды. Так же как и в славянской мифологии черт творит лишь зло, которое может быть и мелким: может воровать, ухудшает погоду, изготовляет зелья, становится шутом, унижаясь. В германской мифологии черта сильно боялись и так же усиленно с ним боролись.

Есть ряд рассказов, где черт представлен рядовым гостей деревни, там они вездесущи. Такой черт любит искусство, обучается ему, может приглашать людей к себе на празднование свадьбы, пляшет, выпивает, нанимает к себе на работу и приглашает в гости. Такой образ отличается от других, казалось бы такой черт не несет вред, с ним можно прийти к соглашению, он глупее, крестьяне обманывают его.

Напротив этого образа стоит противоположный, в котором черт оказывается всегда умнее человека и всегда несет страшный вред. Заманивает людей на гибель, доводит до самоубийства, перед этим входит в крестьянское доверие, выпивая.
С. Токарев отметил, насколько резко отличаются образы в фольклоре. Образ ярко выраженного вредоносного черта, по мнению Токарева, ближе к легендам. А глупого любителя развлечений ближе к бывальщине.черт

Бывальщины, связаанные с чертом можно разделить на три типа (не учитывая многообразие сюжетов).

Первые бывальщины повествуют о том, как можно встретиться с чертом и нечистой силой. Сделать это можно на перекрёстках в полночь, взяв с собой чёрного кота, которого купит нечистая сила за огромные деньги, самое главное в этом не оглядываться, а то живым не вернуться.

Вторые бывальщины повествуют о разных проделках черта, которые влияют на его образ. В основном внимание акцентируется на походы к женщинам, потерявших мужей.

В третьих рассказывается о прямой связи между чертом и колдуньями. Якобы черт их главный служитель и у колдуньи могут служить сразу несколько.

Немецкий исследователь Лутц Рёрих отмечает, что в устной прозе мотивы одни и те же, а различие лишь в акцентах повествования, не связанный с образом.

Всё же, о том, насколько образ черта широк и многогранен могут напомнить бес Пушкина (побежденный Балдой), черт Гоголя (побежденного Вакулой), черт Достоевского и нечистая сила в романе Булгакова.