Русская Баба-яга

Русская Баба-яга

Русская Баба ЯгаВсе мы прекрасно знаем персонаж Бабы-яги по мультфильмам, русским народным сказкам и, конечно, по неповторимому образу Георгия Милляра в экранизированной сказке Морозко. Бабой-ягой и в наше время пугают непослушных детей. Но романтизированный образ колдуньи из русских сказок несет под собой неожиданные корни. Известно, что сказки, адаптированные для детей, на самом деле не такие невинные. Взять хотя бы карельские народные сказки, где рукавичка и иголочка, убивают оленя, едят его мясо сырым и пьют кровь, а весь свой путь до нового жилища дерутся. То же самое и с Бабой- ягой, она очень часто присутствует в русских национальных сказках, и, как оказалось, это неспроста. В сказках всегда есть противопоставление добру и злу, обычно колдунья олицетворяет злую сторону, но в то же время она в процессе сказки может поменять свое отношение и наградить или оказать помощь.

Русская Баба-яга в волшебных сказках, неповторимый образ

Баба-Яга на РусиМифология славян, языческих времен очень интересна, она основана на сказах и во многих из них упоминается наша героиня. Считается, что под образами Кощея Бессмертного, лешего, русалки, водяного и, конечно, Яги замаскированы древние языческие божества. Злая Яга – волшебница, в старушечьем обличье, она простоволосая и ходит в неподпоясанной рубахе. Эти факты из внешнего образа уже косвенно намекают на связь между Бабой-ягой и злыми духами. Так как в дохристианские времена, пояс на рубахе, защищал человека от злых духов, заставляя его ходить по кругу. Не подпоясанными славяне не ходили. А древнерусские женщины не ходили простоволосыми, так как в волосах мог поселиться злой дух, а на волосах носили обручи и височные кольца. Проживает русская Баба-яга в избушке на курьих ножках, избушка окружена забором из человеческих костей, забор украшен черепами как человеческими, так и животными (бычьи, волчьи).

Некоторые черепа светятся, их использовала Василиса, чтобы осветить себе путь. Вместо запоров на избушке – человеческие руки, вместозамка – рот с острыми зубами. Колдунья летает по воздуху в железной ступе, управляет пестом, а помелом следы затирает. Баба – яга охотится на людей, предпочитая детей, зажаривает их в большой печи и съедает. Она является главной ведьмой, над всеми ведьмами и колдуньями. У нее есть животные, которые ей служат: лягушки, вороны, змеи, черные коты. У Бабы-яги в запасах имеется много разных волшебных вещей: сапоги – скороходы, скатерть-самобранка, огнедышащие кони. Часто в русских сказках Баба–яга изображается доброй колдуньей, помогающей советом или делом основному герою, после того как испытает его на прочность и нередко дает ему или сапоги-скороходы или волшебных коней, а своих зверей отправляет на помощь герою в покорении более серьезных сил зла или решения вселенской несправедливости.

Трактование образа Бабы-яги из русской, чешской и словенской сказок

Баба-Яга на метелеЕсть предположения, что Баба – яга — проводник в царство мертвых. Ее пугающее жилище на курьих ножках – это ворота в мир мертвых, а сама ведьма – проводник. Такие персонажи есть во всех религиях мира, например греческий Харон, египетский Анубис. В северных широтах нашей родины славяне хоронили умерших товарищей в домовинах смерти, так как разрыть заледеневшую землю – проблематичная задача. Такие сооружения устанавливали глубоко в лесу, так как согласно верованиям: из леса все началось, все там и закончится. Строения возвышались над землей, чтобы до тела не смогли добраться звери. «Курьи ножки», словосочетание могло означать, что деревянные сваи, на которые устанавливались домовина обжигали и обкуривали для предотвращения гниения. В этих домах и селилась по поверьям смерть, с костяной нагой – Баба – яга или Старуха – Мор. Так как слово «яга» относится этимологами к древнеиндийской словесности и обозначает болезнь, досаду. Костяная нога ей для того чтобы стоять в двух мирах – костями в мире мертвых, обычной ногой в мире живых. Русская Баба-яга слепа, так как мертвые, не должны были видеть живых. И определяет гостей по запаху: «русским духом пахнет!». И этот дух пытается смыть с молодца, то есть умертвить.

Интересные факты

В сказках добры молодцы, попадя в избушку на курьих ножках (домовину смерти), проходили все обряды погребения: их обмывали (грелись в русской баньке или просто умывались по просьбе Бабы – яги), их кормили досыта и давали с собой пищу (славян хоронили, вместе с едой, необходимой, чтобы душа подкрепилась пока будет идти в мир мертвых). А затем укладывали спать, причем в некоторых сказках на несколько лет. Пройдя все это, герой попадает в тридевятое царство (вероятно, загробный мир). Получается, Баба-яга – это дух, умершего человека. Кстати, некоторые исследователи считают, что крючковатый, длинный нос это подтверждает (у покойников происходит характерное заострение носа).

По другой теории – русская Баба – яга – это славянская жрица, играющая огромную роль в погребении, она закалывает жертвенных животных и людей, отправляющихся в путь вместе с умершим. Или жрицы, участвующей в обрядах инициации юношей и девушек. Печь Бабы-яги, где она зажаривает своих гостей, это на самом деле – жертвенный огонь. Также, исследователи славянской мифологии, предполагают, что за образом может скрываться трансформированный со временем образ богини Мокоши. Мокошь или Мокоша — покровительница женщин, домашнего хозяйства, одно из самых древних языческих славянских божеств. Это богиня может быть доброй – помогать по хозяйству и в передрягах, а может быть, злой и чинить различные преграды.

Русская Баба-яга не одинока в своем роде: у немцев есть дух мать ветров, у шведов лесная хозяйка и т. д. Под названием Баба-яга, ведьма встречается в фольклоре у чехов и словаков.

В Ярославской области, село Кукобой было объявлено малой Родиной Яги, что крайне негативно восприняло духовенство. Самые популярные сказки с колдуньей: Баба — яга и злая мачеха, Гуси – Лебеди, Василиса прекрасная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *